Создание проекта лодки. Проектирование по прототипу.
Любой, кто собирается самостоятельно строить лодку сталкивается с проблемой получения правильного теоретического чертежа будущего судна. Получить теоретический чертёж Вашей лодки возможно двумя способами. Первый способ заключается в проектировании обводов судна, как говорится, "с нуля". Эта задача мне представляется достаточно сложной даже для профессионалов, которые владеют такими вещами как: опыт, различные инструменты для профессионального расчёта, могут проводить разносторонние испытания модели в бассейне. Так как же работать конструктору-любителю? Тут мне видится второй вариант – создание модели судна по прототипу.
Проектирование по прототипу – наиболее простой и доступный для любого любителя способ. При владении достаточно простыми инструментами 3D-проектирования и некоторыми знаниями из гидродинамики, Вы получите достойную модель и правильны теоретический чертёж корпуса. А добиться этого я Вам и постараюсь помочь.
Откуда мы будем брать исходный материал (четежи прототипа)? Исходный материал мы будем брать из различных источников с открытой информацией. Это и все возможные журналы, книги, Интернет. Там всегда можно найти понравившуюся лодку с таблицей плазовых ординат. Пусть это и будет старый проект, но мы , обладая достаточно мощным пакетом проектирования, всегда сможем подогнать проект "под себя", сделать красивый, законченный дизайн.
Думаю, Вы примерно представляете, как преобразовать координаты таблицы плазовых ординат в линии теоретического чертежа, а затем модели (об этом я достаточно подробно расскажу в последующих статьях или практических уроках). А как быть, если таблицы плазовых ординат нет, а есть только рисунок лодки. Не расстраивайтесь, и в этом случае есть выход, и мы перенесём линии рисунка в линии теоретического чертежа, а затем в линии модели!
Следуя моим точным рекомендациям, Вы быстро и качественно сможете построить понравившуюся модель своей лодки. В чём преимущества "моего метода" (метод, конечно, не мой, но я постарался систематизировать и детализировать полученную информацию, и довести её до Вас)?
Во первых, заводя ординаты линий лодки в программу 3D-проектирования, Вы сможете быстро и без затрат проанализировать правильность исполнения теоретического чертежа (а встречаются в публикациях и ошибки достаточно грубые, и не очень) и, если надо, исправить эти ошибки.
Во вторых, мы сможем, при необходимости, как я уже говорил, создать теоретический чертёж, а затем модель лодки по картинке.
В третьих, мы быстро можем визуализировать свою лодку, проанализировать корпус на гладкость поверхностей, их разворачиваемость на плоскость (для проверки возможности создания развёрток, при использовании листовых материалов). Можем попробовать и быстро создать сою модель в масштабе.
В четвёртых, мы можем получить уже готовые развёртки поверхностей корпуса на плоскость и использовать их в работе.
В пятых, мы можем произвести полную деталировку элементов корпуса.
И последнее преимущество, о котором я хотел сказать. Имеется теоретическая возможность перенесения полученных развёрток в файлы формата, с которыми работают станки с ЧПУ. Это позволит оперативно, качествен и "красиво" получить элементы корпуса лодки.
А теперь я хочу рассказать об основных этапах нашей работы:
Подготовка исходной информации для заведения в программу 3D-проектирования. |
Построение линий чертежа на видах спереди и сверху. |
Редактируем линии, при ошибках, добиваемся их "гладкости", при незначительных отклонениях от их исходного положения. |
Из полученных линий строим 3D – линии корпуса. |
Строим поверхности корпуса. Получаем модель. |
Анализ поверхности на кривизну и разворачиваемость. При необходимости – редактируем. |
На этом этапе мы можем провести анализ гидростатики замкнутой модели. |
Деталировка модели. |
Подготовка чертежей, и их вывод на печать. Изготовление развёрток поверхностей. Подготовка файлов (если надо) для станков с ЧПУ. Всё! |
Вот и все основные моменты проектирования лодок по прототипу. Возможно, во время работы нам необходимо будет рассчитать некоторые нагруженные элементы на прочность, захочется рассчитать гидродинамические характеристики корпуса. Для этого я создал специальные подразделы данного раздела, куда планирую помещать все необходимые материалы.
Успехов Вам в творческой работе, и до встречи в следующих статьях и уроках!