Корпус судна и его главные размерения.

Эта статья начинает серию статей из раздела по гидродинамике и аэродинамике. В ней я познакомлю Вас с элементами конструкции судов и с главными характеристиками и размерениями судна. Эта информация пригодится нам в дальнейшем для постройки "правильной" лодки.

Основная часть любой лодки – это его корпус. Классический корпус состоит из обшивки, набора и палубы. Обшивка делается сравнительно тонкой и водонепроницаемой. Жесткость обшивки, как правило, создаётся продольным и поперечным набором. В любительском судостроении часто обходят это правило, и строят корпус по так называемой безнаборной технологии: выкроенные из листового материала детали скрепляют между собой, и всё корпус готов! Жёсткость, при этом, определяется формой корпуса и различными внутренними конструкционными элементами.

Продольный набор может состоять из следующих деталей: киля, который делит корпус судна на две части в продольном направлении, стрингеров, которые проходят параллельно килю у днища судна и у его бортов, привальных брусьев, соединяющих борта с палубой судна.

Поперечный набор состоит из следующих основных частей: шпангоутов, напоминающих рёбра животного (с позвоночником в виде киля) и подкрепляющие обшивку, и бимсов – поперечных балок, опирающихся на привальные брусья, и поддерживающие палубу. К поперечным элементам относятся также переборки, разделяющие внутренние помещения судна, и тоже увеличивающие жесткость корпуса.

Палуба - это часть корпуса, закрывающая его сверху. Днище – самая нижняя часть корпуса, расположенная до скулы, где оно переходит в борт – боковые стенки корпуса. В отличие от того, как днище переходит в борт – плавно или резко, с ярко выраженным ребром, корпуса подразделяются на круглоскулые и остроскулые.

Передняя часть корпуса называется носом, а задняя – кормой. Плоский срез кормы называется транцем. На транец устанавливают подвесной мотор (если лодка моторная, и без стационарного мотора). Если встать в лодке лицом к носу, то борт слева будет называться левым, а справа – правым. Острую кромку корпуса, вместе соединения левого и правого борта, называю форштевнем. Можно сказать, что и киль, в районе носа лодки, переходит в форштевень.

А теперь поместим наше судно в водоём. Расположение судна на воде характеризуется несколькими гидростатическими характеристиками. Давайте рассмотрим эти характеристики.

Мы можем заметить, что часть корпуса судна находится под водой, а часть – сверху. Граница пересечения этих частей называется ватерлинией. Расположение ватерлинии уже определяется во время конструирования, и называется конструктивнойКВЛ.

Расположенное на воде судно может иметь наклон либо в поперечной плоскости, либо - в продольной. Наклон судна в поперечной области называется креном, а в продольной – дифферентом. Заложенный конструктором дифферент называется конструктивным.

Размеры любого судна определяются его главными размерениямидлиной, шириной, высотой борта и осадкой. Мы должны твёрдо знать как измеряются эти величины, чтобы выдержать их при постройке или грамотно изменить при работе над проектом.

Ниже приведу значения главных размерений, их общепринятые обозначения в литературе, а в скобках обозначения в приложении RhinoMarine (плагин программы проектирования Rhino).

Наибольшая длина корпуса, Lнб (Length OA ) – наибольшее расстояние по горизонтали между крайними точками корпуса.

Длина корпуса по КВЛ, L (Length WL ) – длина корпуса в плоскости КВЛ.

Наибольшая ширина корпуса, Внб (Beam OA), м – наибольшая ширина судна, замеренная по наружной обшивке.

Ширина корпуса по КВЛ, В (Beam WL ), м – наибольшая ширина корпуса в плоскости ватерлинии, измеренная по наружной обшивке.

Высота борта на миделе Н, м – расстояние от нижней точки обшивки на киле до до верней кромки палубы при борте.

Высота надводного борта F, м – измеряется от плоскости ватерлинии до верхней кромки палубы у борта. В зависимости от того, где проводились измерения различают высоты надводного борта на миделе (по шпангоуту, в средней части судна), в корме , и в носу.

Осадка судна Т (Draft ), м – расстояние от плоскости ватерлинии до нижней части киля. При наличии дифферента – измеряют в носу и корме от килевой линии или её продолжения.

Кроме главных измерений существуют габаритные размеры, которые определяются по "выступающим" частям корпуса. Форму и основные характеристики корпуса определяют также соотношения главных размерений. При проектировании судна мы всегда должны учитывать эти соотношения и сравнивать с аналогами. Приведу их ниже.

Отношение длины к ширине по ватерлинии L/B определяет ходкость судна и остойчивость. Для водоизмещающего судна, увеличение этой величины приведёт к росту скорости и снижению остойчивости (способности судна сохранять равновесие в поперечном и продольном направлении).

Отношение ширины по ватерлинии к осадке В/Т характеризует ходкость, остойчивость и мореходность судна. Чем больше это отношение – тем остойчивее судно, но при этом его способность сохранять скорость на волнении (мореходность) оказывается ниже, чем у более узкого глубокосидящего корпуса.

Отношение наибольшей длины к высоте борта на миделе Lнв/Н характеризует прочность и жёсткость корпуса. Уменьшение этой величины приводит к увеличению жёсткости и прочности.

Отношение высоты борта к осадке Н/Т характеризует запас плавучести (способность судна держать нагрузку без опасности заливания). Чем больше эта величина, тем больше запас плавучестми.

И последнее, о чём я не упоминал в данной статье, это такая важная характеристика судна, как водоизмещение. Водоизмещение – это объем воды, вытесняемый судном при погружении по ватерлинию. По водоизмещению можно судить о размерах судна и его мореходных качествах. Водоизмещение величина переменная, зависящая от загрузки судна. Водоизмещение полное учитывает всю загрузку судна (экипаж, горючее, груз). Водоизмещение порожнем - это водоизмещение судна без экипажа и горючего, а водоизмещение в состоянии обмера (для парусников) - со снабжением и парусами на борту, но без экипажа с топливом и провизией. Водоизмещение так же различают как объёмное водоизмещение (Volume), м3 и весовое (Displacement), кг.

На этом данную статью мы закончим, в следующей поговорим о теоретическом чертеже корпуса судна.


Опубликована |2010-03-04| Автор: Андрей Андреев Количество просмотров: 1777


Комментарии:

К данной заметке пока ещё нет комментариев, пожалуйста, оставьте свой комментарий первым (ой)!



Добавить комментарий:

Ваше имя:

Комментарий:

Введите сумму чисел с картинки (проверка от автороботов):