Скуловые брызгоотбойники и накладки.
На килеватом остроскулом корпусе целесообразно участки днища около скул выполнить в сечении по шпангоутам близкими к горизонтали. Это дает возможность использовать поперечный поток воды, растекающийся под углом к линии киля в сторону скул, для получения дополнительной подъемной силы и достижения резкого перепада давления.
Благодаря таким участкам днища значительно уменьшается брызговая пелена и высота волновых валиков, вырывающихся из под скулы. Кроме того, они служат своеобразными стабилизаторами, повышающими поперечную остойчивость катера на ходу. Стоит катеру накрениться на один борт, как подъемная сила на участке этого борта резко возрастает и выпрямляет судно. Разумеется, подобные элементы целесообразны для сравнительно тяжелых судов, глиссирующих на полной ширине днища, ограниченной кромками скул.
На деревянном корпусе скуловые брызгоотбойники можно сделать в виде накладок (смотрите рисунок слева), закрепляемых на днище или борту. Нижняя грань накладки должна быть горизонтальной или наклоненной вниз. Минимальная ширина бруска, закрепляемого на борту, принимается равной 1—3% В — ширины корпуса по скуле, но для брызгоотбойника, показанного на рисунке справа, при угле килеватости днища более 10° имеет смысл увеличить ширину накладки до 4—5% В с целью улучшения стартовых свойств катера.
Скуловые брызгоотбойники оказываются полезными не только в кормовой части корпуса — на глиссирующей его длине, но и в носу, где они эффективно отражают вниз брызги и волну и уменьшают степень забрызгивания кокпита в ветреную погоду.
Статья носит информационо-справочный характер
и подготовлена по
материаллам справочной литературы.
Источник: www.boats-master.ru
При перепечатке, ссылка на источник обязательна